«Управление знаниями не сводится к программному обеспечению или к использованию программных продуктов. … Управление знаниями — это управление информационными потоками, обеспечивающее доставку сведений тем людям, которые в них нуждаются, что бы они смогли быстро применить её на практике… Это содействие, а не статическое состояние, средство, а не цель. Конечным итогом управление знаниями должно стать повышение мудрости организации или её корпоративного IQ» Билл Гейтс «Бизнес со скоростью мысли»
Прямо скажу тема управления знаниями в России не очень развита. Хотя объективно говоря — это самый лёгкий способ оптимизации бизнеса.
Проблемы бизнеса
Перечислю некоторые известные большинству и абсолютно банальные проблемы, но, к сожалению, постоянно встречающиеся во многих фирмах:
- Сотрудник, обладающий огромным багажом знаний (технических, процессных и тд) покидает место работы, и фирма остаётся без необходимой экспертизы. А это как мы понимаем прямые убытки.
- В фирму приходит новый сотрудник и в период адаптации ему нужно всеми мыслимыми и немыслимыми способами вытаскивать хоть какие-то знания из своих новых коллег, которые неохотно ими делятся, так как не хотят тратить своё время и силы на нового, абсолютно чужого для них человека. И это опять же убытки.
- Работающий в фирме сотрудник с огромным желанием развиваться – не может достичь своих целей, по причине отсутствия необходимых для развития знаний, которые сконцентрированы в отдельных личностях. В результате они не отдают работе то что могли бы. Вновь всё те же убытки.
- Полярная перечисленным выше ситуация – сотрудник, обладающим огромным объёмом информации, накопленной опытом, годами работы и желанием этим всем поделиться – не может этого сделать, потому что в фирме нет такой практики.
- Существуют несколько параллельно работающих производственных подразделений с одинаковым направлением работ – и у каждого в отдельности есть свои особенности в организации работ, которые положительно влияют на выпуск продукта или оказание услуги. Но у этих подразделений нет обмена опытом с друг другом, да и вообще подобной практики, которая была бы очень полезна – каждое подразделение могло бы получить информацию о преимуществе соседа и работать более продуктивно.
- Раз от раза возникают одинаковые проблемные ситуации, и они решаются со всеми необходимыми действиями, но этот опыт не учитывается и поэтому все периодически наступают на одни и те же грабли.
На этих примерах понятно и однозначно – все эти ситуации (а это лишь небольшая часть из возможных) приводят к прямым убыткам.
Как начать управлять знаниями?
С чего же начать управление знаниями:
В европейской концепции по управлению знаниями выделяют пять процессов жизненного цикла знаний:
- Выявление
- Создание
- Хранение
- Распространение
- Использование
В целом я с этим представлением согласна, так как оно соответствует процессному подходу, но для внедрения модели управления знаниями на практике я бы рекомендовала использовать следующую модель:
- Определение источников выявления знаний
Знания могут быть:
- внешние – интернет, библиотеки, стандарты и тд;
- внутренние – прошлый опыт работы, отчёты о результатах, данные о продуктах/услугах и т.д.
- явные – методы, описания, инструкции и тд.
- неявные — опыт, мастерство, навыки, интуиция специалистов.
- Получение и накопление знаний
На мой взгляд — это самый сложный этап, так как так как по большей своей части зависит от людей, которые являются хранителями знаний. Его продолжительность бесконечна — это как собирать по крупицам что-то гигантское.
В любом случае можно найти «изысканный» способ накопления информации.
Приведу для примера небезызвестный канал YouTube. Этот канал можно отнести к некой альтернативной системе управления знаниями – видео, которые использует просто огромное количество Пользователей во всём мире, причём иногда это действительно помогает решить проблему и прийти к поставленной цели. Этот поток знаний по всем аспектам жизни в разных её направлениях систематизируется, оценивается, комментируется, удаляется, редактируется, копируется. Эту бы силу, да в нужное русло развития бизнеса (кто о чём, а я всё о своём).
Так что же заставляет видеоблогеров создавать и размещать ролики в сети? Это и есть та самая мотивация – желание выразить себя и поделиться знаниями, иногда для того, чтобы получить оценку и признание от других, иногда – просто как возможность самовыражения.
Поэтому наряду с традиционными способами накопления знаний стоит применить хоть в какой-то степени эти тренды.
- Размещение и хранение
Здесь всё просто и однозначно – единый ресурс
- Использование
Самый простой и самый выгодный этап для Компании – нужно предусмотреть удобство использования и доступа
- Актуализация знаний
Знания – это постоянно и причём прогрессивно увеличивающийся ресурс, а в наше время постоянно появляются новые методы, практики, усовершенствуются и изменяются уже имеющиеся. Поэтому важно понимать и поддерживать актуальность знаний для того, чтобы работа с их использованием оставалась эффективной.
Результаты управления знаниями
В заключении подведу итоги:
управление знаниями однозначно полезная «фича» и при небольших затратах и введении этого новшества без фанатизма направит любую фирму (от салона красоты до нефтеперерабатывающей промышленности) на путь улучшений — как экономических (эффективность, конкурентоспособность, так и процессных (взаимодействие, информирование, результативность).
Ещё
Совещания – вопросы эффективности
Основные принципы построения устойчивого бизнеса
Три буквы СМК — о чём они?