В сложившейся системе критериев, по которым выбирают отделочные материалы, учитываются современные представления о восприятии эстетических характеристик материалов. Психологические особенности человеческой личности здесь имеют немаловажное значение. Однако многие из них можно выразить через физические параметры самой лицевой поверхности материала. Установление соотношения между показателями эстетических характеристик лицевой поверхности и психологическими аспектами их восприятия является довольно трудной междисциплинарной задачей, решить которую можно лишь совместными усилиями специалистов в области материаловедения, архитектуры, медицины и психологии. Одной из попыток изучения возможностей эффективного применения отделочных материалов с эстетической точки зрения представляется сравнение общепринятых представлений об их восприятии с некоторыми физическими критериями.
Как известно, основными эстетическими критериями являются формообразующие возможности материала, а также его цвет, фактура и рисунок на поверхности. Все эти характеристики, безусловно, сказываются на восприятии архитектурной формы в целом. Кроме того, все перечисленные факторы находятся в тесной взаимосвязи друг с другом. Например, при восприятии кирпичной кладки особую роль играет ее отдельная общая фактура, связанная с формой изделий (стандартный или фасонный кирпич, плинфа и др.). При проведении цветовых расчетов, в свою очередь, в число колориметрических параметров входят коэффициенты отражения или показатели яркости, которые в значительной степени характеризуют и фактуру материала [3].
Основными физическими величинами и показателями, когда речь идет о численном выражении или характеристике эстетических параметров, являются, прежде всего, показатели из физики света. Некоторые показатели адаптируются с целью анализа или расставления акцентов архитектурно-художественной выразительности при выборе отделочных материалов. Ниже приведены понятия о ряде таких характеристик, касающихся цвета материала и его фактуры, по приведенным в библиографическом списке источникам [1 – 5].
Некоторые специалисты выделяют специальный коэффициент «альбедо», физический смысл которого заключается в соотношении количества отраженного и поглощенного тепла, поскольку, чем больше отражается солнечной энергии, тем меньше нагревается данная поверхность [4]. Такой показатель имеет важное практическое значение, особенно при проектировании в регионах с особыми климатическими условиями, но нельзя уменьшать его значимость и для характеристики эстетического восприятия объектов городской среды. Кроме того, замерить этот показатель порой значительно проще, чем измерять степень блеска фотоэлектрическим блескомером.
Если взять на рассмотрение специальный коэффициент альбедо как эстетическую характеристику, а теплоемкость как физический показатель, имеющий прямую связь с химическим составом вещества, то связь этих показателей с параметрами теплоемкости и теплоусвоения материалов становится очевидной. Ниже в таблице дана попытка проанализировать взаимную зависимость некоторых физических и эстетических параметров.
Из приведенной таблицы видно, что ощущения, возникающие при восприятии интерьера с применением древесных материалов, которые описываются словами «теплота, комфорт, уют» напрямую связаны с физической сущностью этой группы материалов, выраженной в эстетических и конкретных физических показателях.
Естественно, что при восприятии отделки с использованием древесных материалов важнейшую роль играет ряд других факторов, известных в архитектурном материаловедении. Это и номенклатура изделий, и цвет породы древесины, ее текстура (или природный рисунок) в зависимости от среза и той же породы, и даже шероховатость поверхности (рис. 1). Особую роль играет также способ отделки лицевой поверхности материалов. Не секрет, что прозрачная отделка лаком при сохранении оригинальной текстуры породы несколько увеличивает такой показатель как степень блеска, что отчетливо прослеживается в приводимом примере даже без учета важнейшего критерия освещенности поверхности.
Материалы из природного камня и плит из керамогранита используются архитекторами и дизайнерами, чтобы придать интерьерам, а, порой, и всему зданию, вид торжественности.
И если это чувство трудно подтвердить какими-либо физическими величинами, то ощущение «холодности», особенно для полированных фактур, обосновывается (помимо выбора «холодных» цветов) вышерассмотренным параметром коэффициента альбедо (см. таблицу 2). Огромную роль для достижения декоративного эффекта играет такой параметр как светлота (см. определение выше), а также цвет горной породы и особенно специфический блеск минералов (жирный, тусклый, перламутровый или яркий).
На рис. 4 а, б можно увидеть один из множества примеров использования каменного материала с высокой степенью блеска для отделки пола жилых помещений. Использованные материалы имеют полированную фактуру. При этом важным фактором является противоскользящий эффект такой плитки, хотя ощущение возможности скользить по полу у посетителя остается. Этот психологический контраст, а также падающий через прозрачную кровлю солнечный свет придают находящемуся здесь чувство свежести и чистоты.
Взаимосвязь эстетических и структурных характеристик материалов для отделки четко прослеживается на примере отличия блеска металлов от неметаллического блеска. Количественно это отличие описать подчас затруднительно, однако человеческий глаз улавливает его практически безошибочно.
Современные тенденции в отделке и выборе материалов необычайно разнообразны.
С одной стороны, на современном этапе архитекторы и дизайнеры предпочитают матовые фактуры с целью избежания неправильного восприятия интерьеров [1]. Примером этого служит применение так называемых матовых масляных красок, лаков, придающих не столь сильный блеск. С другой стороны, наряду с этим существует тенденция металлизации материалов (в том числе керамических) и все чаще встречаются оригинальные варианты применения в некоторых помещениях плитки не только с металлизованной, но и просто металлической поверхностью.
Как можно констатировать на основании огромного числа примеров из архитектурной практики, учет взаимосвязи эстетических факторов и физической сущности отделочных материалов имеет множество граней и является необходимым при проектировании самих материалов и изделий, разработке технологий их производства и отделки лицевой поверхности.
Ещё
Алмазное бурение — уникальная технология
Планировка и декорирование прихожей
Производство и монтаж деревянной вагонки