29.05.2022

Subground

Повышаем продуктивность и эффективность жизни

Cоздание конкурентоспособных строительных предприятий

Значение комплексного проектирования инновационных проектов

Современное предприятие представляет собой комплексное сочетание объектов производственного назначения. Современные технические средства производства включают высокопроизводительное оборудование (металлообрабатывающие станки, кузнечнопрессовые и литейные машины, термические устройства и др.), средства комплексной механизации и автоматизации, различные приборы и аппаратуру и т.д. Поэтому правильное решение вопросов проектирования может быть осуществлено лишь в условиях комплексной разработки проектных материалов.

Комплексное проектирование обеспечивает пропорциональное развитие производственных мощностей и позволяет установить правильное соотношение размеров и объемов строительно-монтажных работ. В этом случае основными исходными положениями являются объемные расчеты технологического проектирования, определяющие основные задания и технические условия для проектирования всех остальных частей комплексного проекта. Принимаемые на основе задания на проектирование объемные расчеты технологической части комплексного проекта имеют важное значение, поскольку определяемые в результате объемных технологических расчетов размеры и мощность сооружений непосредственно влияют на окончательную стоимость и величину затрат, необходимых для финансирования строительно-монтажных работ.

Одной из основных задач комплексного проектирования является повышение конкурентоспособности продукции, производительности труда и снижение текущих издержек. Указанные факторы следует рассматривать как конечный результат усилий принимаемых в проекте технико-производственных мероприятий.

Комплексное проектирование и решение инженерных задач следует рассматривать как главный фактор, определяющий технико-экономическую эффективность и выбор наиболее экономичных конкурентоспособных инвестиционных проектных решений.

Все указанные выше работы имеют определенный интервал продолжительности, когда проектные решения актуальны и эффективны для выбранного рынка сбыта продукции. Ошибки, допущенные на стадии проектирования и строительства, способствуют появлению очередного неконкурентоспособного предприятия.

Кроме того, для увеличения производственной мощности под выпуск новой конкурентоспособной продукции и продвижения ее до потребителя требуются новые инвестиции. Какой бы способ инвестирования не избрало предприятие, чем больше величина не безвозмездных инвестиций, тем меньше уверенность в получении долговременной прибыли и больше угроза банкротства и безработицы.

Инвестиционная активность все в меньшей степени поддерживается государственными капитальными вложениями и не компенсируется взаимодействием с банками и инвестиционными фондами, которые пока не оказывают существенного влияния на деятельность предприятий. Ограниченность инвестиционных или каких-либо других ресурсов означает, что всегда приходится выбирать, а выбор означает отказ от одного варианта их использования в пользу другого.

Необходимо постоянно на предынвестиционной, инвестиционной и эксплуатационной стадиях инвестиционного процесса следить за экономическим и финансовым состоянием предприятия; проводить вариантные расчеты требуемого объема инвестиций под выпуск новой продукции, выявлять причины и факторы, дестабилизирующие деятельность предприятия, и разрабатывать систему мер, обеспечивающих его выживание и развитие.

Конкурентоспособность инвестиционных проектов

В период создания товара, соответствие товара требованиям стран либо фирм-покупателей, проблемы организации технического обслуживания, характеризующие качественную работу проданных продуктов, вопросы патентной чистоты и патентной защиты, сроки поставки, гарантийные сроки, условия платежа.

Показатели конкурентоспособности продукции являются интегральной, итоговой характеристикой товара, которая и определяет место продукции на международном рынке, а значит, и реальную экономическую ее эффективность и целесообразность затрат на ее создание.

Из вышеизложенного следуют основные положения:

  • конкурентоспособность любой продукции определяется только в результате ее сравнения с конкурентоспособностью другой аналогичной продукции, следовательно, конкурентоспособность является показателем относительным;
  • конкурентоспособность отражает отличие изделий-конкурентов по их способности удовлетворять потребности покупателя;
  • для установления конкурентоспособности необходимо сравнить изделия не только на соответствие покупательной потребности, но и учесть затраты потребителя на покупку и эксплуатацию продукции.

По этой схеме после отбора требований к продукции и технологии на основании анализа покупательского спроса определяется перечень экономических, технических, нормативных и организационных параметров. Последующий анализ заключается в оценке каждого параметра, в их сравнении и установлении, насколько каждый из них близок к параметру потребности. Заключительная стадия оценки – это расчет эффективности инновационного проекта. Результирующие показатели оценки могут использоваться для количественной характеристики конкурентоспособности.

Нововведения как основа инновационных проектов

Нововведения можно разделить на два класса: технические и организационные. Под техническими нововведениями подразумевается новая продукция (услуги) или новая технология. Общим для всех типов нововведений является то, что они включают стадию успешного использования нового продукта (технологии) потребителем с обязательной коммерческой выгодой для производителя. Без этой стадии нововведение не существует. В этом состоит ключевой элемент понятия нововведения.
Процесс нововведений может начинаться с различных этапов (научного, технического и т.д.).

Во всех типах нововведений, за исключением базовых (фундаментальных), отсутствует этап разработки новых идей (изобретений), поэтому такие нововведения могут быть определены как процесс нахождения коммерческого использования уже имеющихся изобретений. Однако это определение справедливо только для 25% случаев. Первопричиной остальных нововведений являются не новые идеи, а новые потребности (проблемы), разрешение которых требует не только использования уже существующих изобретений, но и генерации новых идей и открытий.
В ряде случаев успешные нововведения базируются на суммарных эффектах изменений в продуктах и технологии. При этом в НИОКР, связанных с техническими нововведениями, вкладывается в экономически развитых странах в среднем в 4 раза больше средств, чем в НИОКР технологических процессов.

Из всех технических нововведений наиболее радикальное воздействие на экономику оказывают базовые. Согласно статистическим исследованиям процесс возникновения базовых нововведений, обуславливающих перемены в трудовой деятельности, технике и технологии, методах труда на предприятиях и в жизни общества носит волновой характер. При постоянном снижении удельного веса базовых нововведений доля прикладных нововведений, ведущих к значительным техническим изменениям продукта или технологического процесса, постоянно возрастает. Однако наибольший удельный вес составляют нововведения по улучшению (усовершенствованию) изделий, а наименьший – модификационные нововведения.

При этом, например, в промышленности США, по инновациям за каждый период времени в общем объеме затрат на НИОКР в среднем только до 7% составляют затраты на фундаментальные исследования, до 20% – на прикладные, связанные со значительным техническим (технологическим) изменением, до 70% и более – на разработки, связанные с усовершенствованием продукта и технологии, до 5% – на имитацию (без использования новой технологии).

В результате исследования практики управления нововведениями в странах Северной Америки, Японии и Западной Европе было установлено:

  1. Нововведениями можно управлять и многие компании разработали средства и методы такого управления.
  2. Верхний эшелон управления фирм начинает серьезно относиться к проблеме нововведений и брать на себя руководящую роль в их осуществлении.

Различные изменения в каждом из элементов управления, способствующие ускорению процессов нововведений, создают многообразие новых методов управления, которые являются не чем иным, как организационными нововведениями.

Международный инструмент оценки эффективности внедрения нововведений в практику проектирования

В проектную практику в качестве Методических рекомендаций по оценке инвестиционных проектов внедрен подход Feasibility study, предложенный ЮНИДО. Апробированный на международном уровне инструмент планирования и управления инвестиционными и инновационными проектами, направлен на решение следующих задач:

  • научного обоснования эффективного использования ресурсов предприятия (хозяйства), города, региона, страны;
  • определения приоритетов их развития и эффективного использования инвестиций и нововведений;
  • разработки конкурентоспособных инвестиционных и инновационных проектов, бизнес-планов, концепций и целевых программ социально-экономического развития народного хозяйства;
  • сравнения альтернативных (взаимоисключающих) ИП, их вариантов, экономических последствий выбора одного из них;
  • оценки эффективности участия в ИП хозяйствующих субъектов;
  • подготовки заключений по экономическим разделам при проведении государственной, отраслевой и других видов экспертиз обоснований инвестиций, проектов и бизнес-планов;
  • принятия экономически обоснованных решений об изменениях в ходе реализации ИП в зависимости от вновь выявленных обстоятельств (экономический мониторинг).

Применение указанного инструмента требует комплексного подхода и привлечения многих областей профессиональных знаний, наиболее важные из которых – анализ рынка и маркетинга, исследование месторасположения, участка и окружающей среды, энергетика и технология, финансовый анализ. Успех или неудача, эффективность или неэффективность разработки и экспертизы ИП зависит от способности руководителей всех уровней изменить отношение к профессиональным экономическим знаниям и экономистам.

Главными целями указанных проектов являются: усиление позиций отечественных товаропроизводителей на внутренних и внешних рынках товаров и услуг; снижение издержек производства за счет ресурсосбережения (в первую очередь энергосбережения); увеличение доли продукции высокой степени переработки; повышение эффективности использования сырьевой базы; обеспечение гибкости производства.

Условиями работы инвестиционных и инновационных проектов должна стать высококонкурентная среда, ориентированная на высокий уровень новизны, эффективности и конкурентоспособности, в которой работают агрессивные инновационные, высокотехнологичные и наукоемкие фирмы, стремящиеся завоевать рынки с помощью новых знаний и ускоренного научно-технического прогресса.

Раздел «Эффективность инвестиций» является связующим и заключительным в составе ИП. Практика свидетельствует, что благодаря использованию программных продуктов, разработка раздела «Эффективность инвестиций» достигла определенных успехов по сравнению с экономическими обоснованиями проектных решений других разделов ИП.
Ни один проект, начиная свой жизненный цикл, не нацелен на банкротство. Однако существует огромное количество неуспешных проектов. В чем же причины? Главная из них – неумение отдельных личностей или организаций гармонично пройти разные этапы развития проекта, на каждом из которых стоят достаточно сложные задачи по корректировке целей и отслеживанию причинно-следственных связей.

Для того чтобы провести проект через все взаимосвязанные разделы, им надо как-то управлять, а для того, чтобы завершить проект успешно – им надо управлять эффективно.

Мы используем cookie-файлы для наилучшего представления нашего сайта. Продолжая использовать этот сайт, вы соглашаетесь с использованием cookie-файлов.
Принять
Политика конфиденциальности